Региональная офтальмология - проблемы и решения

Изучение проблем организации офтальмологической помощи регионов и совместный поиск путей их решения является злободневной и актуальной задачей офтальмологического сообщества России.

Цель работы — координация деятельности руководителей региональных офтальмологических клиник с целью поиска оптимальных путей решения проблем кадрового, материально-технического, финансового обеспечения, повышения доступности и качества офтальмологической помощи и многих других задач в деятельности офтальмологических клиник регионов. Считаем, что эта деятельность должна строится на основе консолидации усилий регионов и центра, ведущих общественных организаций офтальмологов страны и Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Именно с этой целью руководители ряда региональных офтальмологических клиник объединились в общественную организацию — Ассоциацию руководителей региональных офтальмологических клиник России (АРРОКР). В настоящее время в составе нашей общественной организации состоит уже 26 руководителей.

За прошедшие три года членами Ассоциации непосредственно на местах изучен опыт работы и даны конкретные рекомендации по улучшению деятельности и решению острых организационных проблем офтальмологических клиник г.Ижевска, Казани, Самары, Москвы, Кирова, Нижнего Новгорода, Уфы. Коллективный «мозговой штурм» помогает найти выход из достаточно серьезных проблем в организации работы.

В результате коллективного обсуждения во время пленарных заседаний Ассоциации для отдела главного офтальмолога РФ, Правлений ведущих общественных организаций было внесено около 20 важных предложений по путям решения наиболее острых проблем региональной офтальмологии, ряд из которых уже был успешно решен.

Сегодня разрешите представить наиболее острые текущие проблемы регионов и предлагаемые пути их решения, выработанные коллективным умом членов Ассоциации.

Кадры
Проблема:
Низкий доезд молодых специалистов, обучающихся на бюджетной основе, после окончания интернатуры и клинической ординатуры до клинических баз государственных лечебных учреждений, что создает проблему доступности офтальмологической помощи.
Решения:
1. На уровне Российской Федерации: Восстановление государственного распределения молодых специалистов с обязательной трехгодичной отработкой в государственных ЛПУ;

2. Юридическое оформление договора (четырехстороннего) перед постдипломным обучением (выпускник — департамент здравоохранения — академия — будущее место работы) на обязательную трехгодичную отработку согласно договора.

Проблема:
Сравнительно низкая заработная плата врачей-офтальмологов консультативных офтальмологических поликлиник и офтальмологических стационаров государственных ЛПУ при высоком уровне требований по количественным и качественным показателям. Отток вследствие этого профессионалов в частные клиники.

Решения:
1. Увеличение оплаты труда профессионалов данной категории в 1,5 — 2 раза за одно посещение в системе ОМС в сравнении с врачом городских и районных ЛПУ, в т.ч. при одноканальном финансировании;

2. Централизованное введение в РФ оплаты за законченный случай лечения в стационаре, дневном стационаре, а не по койко-дням;

3. Снятие ограничений по числу пролеченных больных в стационаре и поликлинике, а значит, и ограничений в оплате при выполнении МЭС по качеству лечения и приема.

Экономика

Проблема:
Несоответствие материальной базы региональных офтальмологических клиник лицензионным требованиям и Приказу Минздравсоцразвития от 27.02.2010г. №115н, в т.ч. по высокотехнологичной офтальмологической медицинской помощи ВМОП — устаревшее офтальмологическое оборудование, несоответствие помещений нормам СЭС и пожарной безопасности. Причина — недостаточное финансирование.

Решения:
1. Законодательное введение системы одноканального финансирования с включением в тарифы ОМС оплаты на приобретение медицинского оборудования и текущий ремонт зданий и сооружений, в том числе в соответствии с требованиями стандартов оснащения и Приказа Минздравсоцразвития от 27.02.2010г. №115н;

2. Введение законодательно соплатежей населения к тарифу МЭС для достижения минимума уровня одноканального финансирования, в т.ч. на указанные выше цели.

Проблема:
Несоответствие высокого уровня требований стандарта оказания офтальмологической помощи по количеству и качеству и Госзаказа ЛПУ в целом уровню государственного финансирования за их выполнение

Решение:
1. Приведение в соответствие показателей стандартов Государственного задания и гарантированной государственной оплаты за его выполнение



Статистика

Проблема:
Различие видов статистических показателей для оценки эффективности работы офтальмологических служб в регионах.

Решение:
1. Установление в системе главного офтальмолога РФ с закреплением через Минздравсоцразвития РФ единых среднефедеральных стандартных видов показателей эффективности работы региональных офтальмологических служб РФ, что позволит унифицировать анализ и оценку их деятельности

IV. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2010г. №115н

При неоспоримой важности принятия многих положений этого приказа особенно касающихся высокого уровня материального обеспечения различных офтальмологических структур следует обратить внимание на ряд положений, требующих, на наш взгляд, разъяснения или дополнения.

Стандарты оснащения офтальмологических структур к сожалению не подкреплены источником финансирования по приобретению указанного в приказе оборудования и материалов (федеральный или региональный уровень и пропорции их соотношения).

Полагаем, требует большей конкретизации термин в стандартах оснащения «по требованию» — для исключения разночтений в его понимании на местах.

В номенклатуре ЛПУ РФ статус «Офтальмологический центр» мы не нашли, а, следовательно, хирурги-офтальмологи, операционные сестры этого центра могут иметь проблемы при получении надбавок за вредность и при оформлении пенсии за выслугу лет.

Офтальмологические центры создаются в составе республиканских больниц и федеральных организаций, оказывающих офтальмологическую помощь. А создаются ли в составе офтальмологических больниц? Распространяются ли положения о центре, особенно в разрезе стандарта оснащения, на региональные офтальмологические больницы.

В штатных нормативах указанных в приказе структур мы не нашли акцента на микрохирургическую специфику, например, офтальмологических центров. Между тем, микрохирургия глаза предполагает, как известно, меньшую продолжительность рабочего дня при более высокой интенсивности труда.

Порядок деятельности офтальмологических больниц, офтальмологических дневных стационаров, полагаем пока не нашел представления в данном приказе, но деятельность регламентирована ранее изданными приказами.

Требуется на наш взгляд доработка всего спектра оказания высокотехнологичной офтальмологической помощи (ВМП) — виды ВМП, медицинские стандарты, стандарты оснащения, лицензирование ВОП, более широкая доступность получения квот на оказание ВОП в регионах, подтвердивших лицензионную обоснованность на ее оказание и др.

Разрешите внести предложение — при дальнейшей работе по регламентации деятельности региональных офтальмологических структур в системе главного офтальмолога РФ, Правления общества офтальмологов РФ, Ассоциация руководителей региональных офтальмологических клиник готова оказывать всю необходимую помощь, содействие и поддержку в интересах полноценного развития региональной офтальмологии, обеспечения доступности и качества офтальмологической, особенно высокотехнологичной помощи в регионах.